Откажешься от роли такой, героем не быть. Отмажешься от жизни такой, вором быть
Лев Прозоров "Русь языческая. Сумерки русских богов".

"...С виду это до крайности своеобразное сооружение напоминало вымощенный неровный прямоугольник, вытянутый с юга на север, метро десяти длиной.
На каждом углу вымостка образовывала круглые выступы (киевские археологи отчего-то назвали их "лепестками"; лично мне остается лишь позавидовать их фантазии - углядеть в диковинном сооружении что-то схожее с цветком мне не по силам).
"Лепестки" (примем это определение из уважения к первооткрывателям святилища) на западной стороне поменьше, на востоке - больше.
Между этими последними выступает на восток самый большой, около двух метров в диаметре, "лепесток", в середине которого сохранились остатки огромного деревянного столба, что-то около метра, восьмидесяти сантиметров толщиной.
От основной площади вымощенного прямоугольника яму из-под столба отделяет - словно бы предохраняя столб от обугливания - большая каменная плита. Рядом с загадочным сооружением находится несколько ям - у северо-западного "лепестка" небольшая ямка неясного назначения (для возлияний?), за юго-восточным - большая и глубокая яма в три метра диаметром, наполненная углем и остатками костей домашних животных.
Там же найден топор X века - а топор был одним из символов Перуна. Наконец, двумя метрами южнее юго-западного выступа-"лепестка" обнаруживается ямка, заполненная обломками плоских кирпичей, так называемой плинфы, и щебнем. По ее краям - следы двенадцати жердей.
Археологи датировали создание обнаруженного ими сооружения 971-988 годами.
Нет, я не спорю, читатель, при наличии фантазии может подыскать этому сооружению какое-нибудь другое объяснение.
Ну, скажем, любил будущий креститель Руси посидеть летом на свежем воздухе под, скажем, деревом (остатки деревянного столба), под забором собственной резиденции и для этой цели специально велел вымостить под сенью ветвей площадку.
Сидел там в тенечке, кушал шашлыки - следы двенадцати жердей, продолжая фантазировать, можно принять за остатки мангалов, - а объедки, ленясь ходить далеко, зарывал по соседству в яму.
И в ту же яму как-то во хмелю (это ему принадлежит бессмертное изречение "Руси есть веселие пити, не можем без этого быти!") выкинул, не заметив, с костями, любимый боевой топор.
А можно прислушаться к наставлению мудрого английского монаха-доминиканца Уильяма Оккама, современника нашего Ивана Калиты, и не изобретать, насилуя разум и здравый смысл, сущностей сверх необходимого."

@темы: книги, язычество, цитаты